Отредактировано:21.02.13 09:22
[COLOR=darkblue][B]
Нищие духом (о Зинаиде Миркиной и Григории Померанце) [/B][/COLOR]
Нищий духом — человек,
который никогда не насыщается Богом,
всегда жаждет, всегда вбирает.
Зинаида Миркина
«Блаженны те, которые
опустошили себя перед Богом
и Бог наполнил их».
Григорий Померанц
НИЩИЕ ДУХОМ
(поэт Зинаида Миркина и философ Григорий Померанц)
Борис Чичибабин свои размышления «Мысли о главном» начинает так: «Да будут первыми словами этих моих раздумий на бумаге /.../ слова благодарности и любви. В начале 70-х судьба подарила мне близкое общение с двумя замечательными людьми — Зинаидой Александровной Мир- киной и Григорием Соломоновичем Померанцем, вечное им спасибо!.. Сейчас имена Миркиной и Померанца стали известны многим, а тогда, особенно если учесть, что жили мы далеко друг от друга, в разных городах, найти их и обрести в них родных и близких людей было чудом. На протяжении нескольких лет они были моими духовными вожатыми...» [1].
Так же, как и Бориса Алексеевича, их творчество «зацепило» многих — как искра, которая обжигает на лету. И, подобно поэту, они старались выйти на прямой контакт с авторами, чтобы выразить свое восхищение и благодарность. Нередко завязывалась переписка.
«Очень важно общение с людьми, способными /.../ поставить мировоззрение, как певческий голос, ибо человек, словно камертоном, выверяет своим мировоззрением жизнь», — пишет в газете «Околиц@" их давняя почитательница из города Верхняя Пышма (Россия) Ирина Елисеева [2].
Среди корреспондентов З. А. Миркиной и Г. С. Померанца немало тех, кто считает себя их духовными детьми. Они живут в России, США, Норвегии, Германии... Есть такие и в Харькове. Та незримая церковь, тот ду- ховный оазис, который создали вокруг себя Зинаида Миркина и Григорий Померанц, продолжает расти. Слушатели семинаров и лекций, которые они проводят, читатели их книг, посетители необычайных спектаклей-сказок на дому у ёлки — все они стали жителями одной страны, в которой чем больше людей, тем больше простора и света.
Предоставим опять слово Борису Алексеевичу:
«...Если он [Григорий Соломонович] останется в моих глазах примером свободного и бесстрашного интеллекта, то она, Зинаида Александровна, на всю мою жизнь пребудет для меня совершенным воплоще нием просветленной религиозной духовности, может быть, того, что верующий назвал бы святостью. Величай шим счастьем моей жизни были их беседы... Это был не диалог, а как бы вьющийся по спирали двухголосый монолог одного целостного духовного существа, из снисхождения к слушателю, для удобства восприятия и ради большей полноты, разделившегося на два телесных — женский и мужской — образа. Таким же счастьем было слушать Зинины сти хи... Это было вроде давидовой Псалтыри или, еще лучше, единой непрестанной молитвы со множеством разветвлений и ва риаций... Это было похоже на чудо, в моем представлении так творили Микеланджело, Бах, Моцарт — великие гении и послушные „Божьи ремесленники“...» [1].
С какой любовью мир творится!
Тварь божья... Как ни назови —
цветок, деревья, зверь и птица —
мы все родимся из любви.
Как точно к цвету цвет подобран,
так, как моя душа к твоей...
как терпеливо, как подробно
сплетается узор ветвей!..
...И кто сумеет хоть однажды
постичь всю эту красоту,
тот чувствует, что вздох наш каждый
и каждый волос на счету.
И появляется свобода,
с которой всякий труд — не труд,
с которой шествуют по водам
и на распятие идут.
И в пустоте уже не пусто,
и воскресенье во плоти
приходит, как шестое чувство,
как продолженье тех пяти...
И если есть еще тревога,
она о том, как бы во сне
и в мыслях не обидеть Бога,
предавшегося в руки мне.
Читайте дальше