Очень конспективно про стоиков:
Этику стоиков нельзя до конца понять без их взглядов на природу.
А природой управляет бог. Бог стоиков – деятельная и творческая сила самой матери, он растворен в природе, он – её движитель. Бог стоиков – высшая разумная сила, которая всем управляет, все предопределяет, все предвидит. Поэтому следует подчиняться воле бога (эдакая мусульманская покорность богу - муслим).
Но откуда зло? – Стоики оправдывают бога. Зло необходимо, ибо без зла нет и добра (вспомните разговор Воланда и Матфея в «Мастере и Маргарите»). Что для части зло, то для целого – благо. Зло существует, но не зря. Поэтому все в целом хорошо, хотя в частях может быть и плохо.
«Стоическая апатия – это не совсем то, что мы понимаем под этим словом, то есть никакая это не депрессия, а напротив, самое высшее достижение пневмы, благодаря которому мудрец, становясь нечувствительным к страданию, достигает бесстрастия (апатии) и невозмутимости (атараксии), но это бесстрастие не от слабости, а от силы».
Бесстрастие – путь к блаженству. Страсть - неразумное и противоестественное движение души. Природа как то, что наполнено богом (а бог стоиков растворен в материи), разумна. Жить в согласии с природой (= богом) – значит жить в согласии с разумом.
«Стоик не отрешен от обыденной жизни. Он выше её».
Стоики не третировали такие ценности, как здоровье, красота, любовь к детям, но смотрели на них свысока, считая их животными ценностями. Единственно правильная позиция состоит в том, чтобы принимать всё как есть: здоровье и болезнь, красоту и уродство, удовольствие и страдание. Всё это не зависит от нашей воли, но от нашей воли зависит то, как мы будем относиться к не зависящему от нас. А относиться надо равнодушно.
(Напомню: Диоген не был стоиком - он был киником. Но основатель Стои - Зенон - учился у киника Кратета, не приняв, однако, крайности кинизма).